Преимущества грузовых автомобилей УРАЛ-4320, нормы расхода топлива

Грузовые автомобили уральского автомобильного завода используют для передвижения по бездорожью, военных и других целей уже несколько десятилетий. Одно из самых успешных моделей местных конструкторов стал бортовой вездеход УРАЛ-4320. Его успех был обусловлен хорошей проходимостью в условиях бездорожья и заболоченной или зыбкой территории. Одним из немногих его недостатков стала прожорливость, так как расход топлива может превышать критические порой 50 литров на каждые 100 километров, хотя это компенсирует хорошая проходимость и надежность даже в суровых условиях использования.

Базовые технические параметры УРАЛ-4320

Модель со схемой компоновки колес 6*6 первоначально создавалась для перевозки людей и грузов, буксировки специальной техники, работы в паре с трейлерами на любых дорогах. Впервые это шасси сошло с заводского конвейера в 1977 году и затем несколько раз модернизировалось с учетом возросших требований и необходимостью дополнительно повысить надежность, проходимость автомобиля в самых суровых условиях эксплуатации. Популярность УРАЛу-4320 обеспечивают следующие технические характеристики:

  • максимальная скорость до 85 км/ч;
  • радиус поворота (для 3-хосных машин) – 11,4 м;
  • путь торможения при скорости 40 км/ч – не более 15 м;
  • глубина преодолеваемой водной преграды – до 1.5 м;
  • уклон поверхности земли для контролируемого спуска (при применении штатного стояночного тормоза) – 25-30%;
  • максимальный уклон поверхности земли для подъема – 58%.

Разновидности двигателей

За время выпуска модели завод устанавливал несколько вариантов дизельных двигателей объемом 11 литров. И сейчас в линейке используют отдельные моторы для каждой из версий. Например, на базовом автомобиле УРАЛ-4320 вы найдете дизель модели КАМАЗ-740, у которого все 8 цилиндров установлены V-образно, выдающих мощность на уровне 210 лошадиных сил.

В чуть модернизированной версии УРАЛ-4320-31 установлен дизельных двигатель Ярославского моторного завода модификации ЯМЗ-238М2. Его технические характеристики соответствуют экологическим нормам стандарта Евро-0, а максимальная развиваемая мощность составляет уже 240 лошадиных сил (аналогичные цифры вы найдете и у модели УРАЛ-4320-30).

Для версии УРАЛ-4320-10 сотрудники конструкторского отдела автомобильного завода в Миасе предложили использовать мотор модели ЯМЗ-236М2. Он предусматривает V-образное расположение и только шесть цилиндров. Это снизило стоимость агрегата, но обеспечило максимальную мощность на уровне 180 лошадиных сил.

На чуть видоизменную модель УРАЛ-4320-40 в бортовом исполнении был установлен двигатель версии ЯМЗ-236НЕ2 с турбонадувом. Его возможности обеспечивают выдачу 230 лошадиных сил при 2100 об/мин. Дополнительно у мотора есть промежуточный охладитель для турбины и воздуха, что позволило вписаться в нормативы стандарта Евро-2. Объем топливного бака у этой модели составляет 360 литров дизеля, а общий расход солярки чуть ниже за счет наличия турбины.

Трансмиссия автомобилей

Все бортовые вездеходы миасского завода, оснащенные дизельными двигателями от КАМАЗ, имеют КПП модели ЯМЗ-141 на 5 скоростей (исключением станет модель 43206, где смонтирована коробка переключения передач ЯМЗ-236У). Вне зависимости от вида КПП все приводы сцепления имеют гидроусилитель для облегчения переключения.

Кроме основной коробки грузовые автомобили завода с повышенной грузоподъемностью имеют в активе двухскоростную раздаточную коробку.

Управление автомобилем

Грузоподъемность в 10-12 тонн и движение по бездорожью предполагает наличие проблем при управлении автомобилем. Для их решения используется гидравлический усилитель руля, который работает в обе стороны. Сама рулевая колонка находится в фиксированном положении, а ее связь с редуктором обеспечивает карданный вал. На механическом редукторе установлен встроенных распределитель, задача которого в регулировке тока тормозной жидкости.

Как показывает практика, рулевое управление на УРАЛ-4320 остается достаточно функциональным и комфортным в дороге.

Система торможения

Тормоза автомобилей имеют смешанный привод. В момент нажатия педали активируется пневмоусилитель, который передает давление в магистрали. Гидравлический привод имеет два контура. Первый обеспечивает торможение на двух передних мостах, а второй на заднем. Это повышает общую надежность и безопасность при движении, так как при повреждении одного из контуров автомобиль сможет двигаться и обеспечивать нужное торможение.

Система стояночного тормоза выполнена в форме барабанного механизма, расположенного на выходном конце вала раздаточного редуктора. Включается он традиционно рычагом, расположенным в водительской кабине. Конструкция автомобиля предусматривает также возможность использования горного тормоза, расположенного в выпускном трубопроводе. При наличии соответствующего сигнала закрываются каналы системы выпуска, что блокирует подачу топлива.

Конструкция автомобиля

Все вездеходы линейки УРАЛ-4320 имеют цельную металлическую кабину, вмещающую трех человек. Мотор расположен в передней части автомобиля под капотом. Подобная компоновка несколько ухудшает обзор для водителя, но дополнительно защищает людей в кузове и кабине от взрыва при наезде на мину. Для упрощения управления и снижения требуемых физических усилий конструкция сцепления предусматривает наличие ПГУ. За кабиной находится обычно платформа для транспортировки грузов или людей. Сама платформа выполнена из металла, имеет задний откидной борт, тент, съемные дуги и скамьи. Последние по бокам около бортов имеют откидную конструкцию, а по середине съемную.

Электрическая часть грузового вездехода находится под платформой, в кабине и под капотом. Рабочее напряжение 24 В, а источником тока выступает штатная аккумуляторная батарея.

Модификация автомобилей УРАЛ-4320

Базовая модель вездехода миасского автомобильного завода получила положительные отклики со стороны покупателей сразу после схода с конвейера первых моделей. Это обеспечило популярность и широкое применение в гражданской и военной сферах. Интересно, что сам завод занимается выпуском исключительно шасси, а всю последующую комплектацию грузового автомобиля берут на себя посторонние компании. Сегодня автозавод выпускает несколько видов шасси, которые могут оснащаться как стандартной подвеской, так и вариантами с усиленными рессорами, устанавливаемыми на передний мост вездехода. В последнем случае грузовой автомобиль имеет маркировку УРАЛ-43203.

Бортовые модели

Грузовые автомобили УРАЛ с тентом или без него отличаются конструкцией шасси, габаритами платформы и высотой бортов, позволяя учесть специфику использования и перевозимых грузов. Например, для транспортировки габаритного оборудования и материалов весом до 12 тонн предусмотрено оснащение автомобилей модели 4320-19 шасси с длинной базой.

Дополнительно на вездеходе может быть установлен гидравлический манипулятор, что упрощает погрузку-выгрузки, улучшает технические характеристики автомобиля.

Военные модификации УРАЛ-4320

Высокая проходимость автомобиля и надежность позволили использовать модель для нужд армии. Сегодня силовые ведомства используют УРАЛ-4320 для перевозки различных грузов и личного состава. С ними автомобиль полностью справляется, обеспечивая динамичность езды в самых сложных условиях эксплуатации. В последних случаях расход топлива может превышать норматив в 50 литров на 100 километров.

Для решения военных задач на автомобиль может монтироваться бронированная специальная кабина и защитные особые модули, которые уменьшают риски для личного состава при взрыве или атаке неприятеля. Дополнительно радиатор и боковые поверхности капота защищены специальными листами. Слабым местом армейских версий автомобиля остается топливный бак, который не имеет сильной защиты от повреждения.

Иные модели УРАЛ-4320

Типовое шасси автомобиля позволяет использовать его в качестве базы для создания техники для решения конкретных специфических задач. Например, на него устанавливают цистерны для перевозки воды, топлива, продуктов нефтепереработки. Существуют варианты УРАЛ-4320 в виде самосвала, тягачей для перевозки труб, установок бурения скважин, кранов, подъемников и так далее. Иногда на шасси автомобиля устанавливают дома для проживания людей, превращая УРАЛ-4320 в своеобразную перевозимую бытовку. Фактически, автомобиль с минимальными доработками за счет универсальности позволит использовать в любых целях вне зависимости от условий.

Стоит ли переплачивать

Расход топлива остается основной статьей расхода при эксплуатации грузового автомобиля, поэтому на этот параметр обращают пристальное внимание при выборе конкретной модели для покупки. Речь о базовых нормах расхода на 100 километров. Для стандартной модели УРАЛ-4320 здесь принято значение в 32 литра, но на практике он может быть значительно выше. Так, в летний период, нормы допускают повышение расхода до 41,6 литра, а зимой до 44,8 литров дизельного топлива из расчета на 100 километров. На итоговый показатель расхода горючего влияют условия эксплуатации, а также техническое состояние автомобиля.

Одновременно выбор среди машин, которые позволят добраться в любую труднопроходимую точку, очень ограничен, поэтому расход топлива становится не главным показателем при выборе. Значительно большей проблемой становится застрявший автомобиль в непроходимой чаще, что приведет к необходимости эвакуации людей и вытаскивании его спецтехникой, а это огромные расходы. На этом фоне расход в 35 литров при движении по дороге, 50 в тайге и до 65 по полному бездорожью не будет сильно затратной статьей.

Снизить расход дизельного топлива УРАЛ-4320 поможет своевременное техническое обслуживание грузового автомобиля с заменой расходников и вышедших из строя узлов. Также важно контролировать работу ТНВД, что позволит вписать расход горючего в заявленные производителем нормы.

Comments are closed.