Урал 4320. Лучший на севере и на юге

2005 год ознаменовался наводнением в Новом Орлеане. Затопленные улицы американского города не пропускали грузовики США. Автомобили не справлялись и застревали. Люди оставались в опасности.

Так продолжалось до тех пор, пока не приехал Урал-4320, находившийся на службе мексиканской армии. Именно этот грузовик, родом из Миасса справился с задачей, пройдя по всем затопленным улочкам. Какие бы преграды ни были на пути такого транспорта, они были преодолены в лучших традициях отечественного автомобилестроения.

Приведенный выше случай — один из многих в кругу подобных. Уровень проходимости большегруза отличается очень высокими показателями.

Основные характеристики

Урал-4320 характерен следующими показателями:

  • Наличие трех осей.
  • Работа полного привода 6х6.
  • Повышенная проходимость специально разрабатывалась инженерами автомобильного завода.

Эволюционно возник из предыдущей, 375 модели. Похожий на своего предшественника, 4320 обладает более продвинутой конструкцией, улучшенными ТТХ. Высокая надежность, пригодность к использованию в самых нестандартных условиях делали автомобиль одним из флагманов Уральского завода. Модель оставалась главной производимой единицей вплоть до 2015 года, когда был заменен на Урал Некст.

Впрочем, на экспорт автомобиль продолжает производиться. Для стран Африки или Азии грузовик остается одним из наиболее подходящих. Отличная проходимость, стильный внешний вид и надежность — фундаментальные качества, которые делают автомобиль одним из наиболее предпочтительным к использованию.

Краткая история серии

Автомобиль 375 серии известен в народе под ироничным именем «Обжора». Чтобы проехать 100 км потребуется потратить от 50 до 70 литров бензина. Если учитывать массовый характер использования транспортного средства, показатель очень высокий. Особенно это касается тех случаев, когда используется высокооктановый бензин, хотя верность утверждения сохраняется и в иных случаях.

Именно поэтому в Советском Союзе в шестидесятых годах поднимался вопрос о замене бензинового двигателя на дизельный. Несмотря на раннее появление концепции практической реализации пришлось ждать дольше. Первоначально серийное производство 4320 модели стартовало в 1977 году. Министерство автомобильно промышленности постановило, что не следует оставлять разработку нового двигателя непосредственно предприятию в Миассе. Дело в нецелесообразности и малой степени эффективности подобного подхода.

В результате разработку альтернативного двигателя доверили совместному коллективу сотрудников Миасского предприятия и Ярославского моторного завода. На тот момент ЯМЗ по праву считался одним из флагманов советской автомобильной промышленности. Объединение двух крупнейших предприятий должно было открыть широкие возможности и перспективы модернизации классических большегрузов.

С 1970 по 1976 год проводились испытания новых двигателей. Для исследований пришлось задействовать опытную партию грузовиков. В феврале 1977 года начинается подгонка технической документации, которая востребована при создании указанных типов грузовиков. Первая партия транспортных грузовиков сошла с конвейера в том же году.

Впрочем, это еще не было полным техническим перевооружением известного транспортного средства. Классическая «Обжора» выпускалась долгое время для разных целей. Преимущественно для тех, где не требуется экономный расход ресурсов. Инженеры экспериментировали с разными двигателями:

  • Восьмицилиндровый ЯМЗ-238. Отличительная особенность двигателя заключалась в заранее созданном более длинном моторном отсеке в сравнении с двигателем на шесть цилиндров.
  • ЯМЗ-236. Шестицилиндровый двигатель, о котором до сих пор в большинстве своем остаются теплые воспоминания у большинства автолюбителей.
  • КамАЗ-740. Необычное, но популярное решение. Предполагалось, что двигатель производства КамАЗ позволит классическому Уралу показать себя дополнительно с хорошей стороны.

В 2000 году произошло очередное техническое изменение. Теперь каждый Урал начал выпускаться с удлиненным моторным отсеком. Конкретный вид используемого двигателя стал не очень важен.

Популярную машину заказывало Министерство обороны, предприятия в области нефтегаза, а также продавали за границу. В результате в 1986 году количество выпущенного транспорта увеличилось до миллиона единиц и продолжило расти.

С 1996 года семейство 4320 модели пополнилось еще одним видом — Уралом-43206. Это облегченный грузовик с двумя осями. Производится этот транспорт в том же городе, что и его предшественник — в Миассе.

2015 год ознаменовался последним крупным обновлением внутри 4320 семейства. На смену предыдущим моделям пришел новый Урал Некст с пластиковым оперением моторного отсека и современными кабинами для водителей.

В современной России происходит постепенная или быстрая замена старых Уралов на новые. В то же время, классические продукты продолжают производиться ради экспортных поставок.

Урал-4320

Основные цели Урала-4320

Главная цель использования грузовиков — транспортировка пассажиров, грузов или буксировка другой техники, в том числе, по бездорожью. Высокая проходимость автомобиля делает его незаменимым при решении большинства сложных задач, где не справляется другой транспорт.

Основные характеристики внедорожного потенциала:

  • Колесная формула 6х6. Можно проехать по любой пересеченной местности практически без последствий.
  • Дизельные двигатели. Инженеры поддерживают высокую мощность устройства, постоянно улучшая технические характеристики.
  • Большой дорожный просвет.

На большегрузе легко можно преодолеть болота, броды размером в 1.6 метра, каналы размером в 2 метра и другие подобные препятствия.

Шасси автомобиля указанной серии используется для создания бортовых и тентовых автомобилей, а также для вахтовых автобусов, тягачей и трубовозов. Помимо указанных выше транспортных средств также активно эксплуатируются другие.

Например, современные лесовозы сделаны на основе указанных большегрузов. Другой предложенный вариант вряд ли смог бы преодолеть серьезные препятствия для вырубки леса.

Техническое состояние грузовика планируется для дальнейшего использования в рядах вооруженных сил. Первоначально речь шла о Советском Союзе, затем — Российской Федерации.

Подробнее о двигателях

Основной двигатель, который используется на Урале — ЯМЗ-236НЕ2. Двигатель дизельный, работает в четыре такта с шестью цилиндрами. Рабочий объем у мотора равняется 11,15 литров. Если двигатель запустить на 2 100 оборотах, номинальная мощность будет равняться 169 кВт, что тождественно 230 лошадиным силам. Максимальный крутящий момент составляет 882 Н.м при 1 110 или 1 300 оборотах в минуту.

Упоминаемый выше двигатель от КамАЗа выглядит как V-образный и у него восемь цилиндров. Мощность чуть ниже, равняется 210 лошадиным силам, зато максимальный уровень крутящего момента составляет уже 68 кгс/м, в то время как крутящий момент 883 Н.м.

ЯМЗ-238 — последний из описываемых двигателей. Как и предыдущий, он V-образный с восемью цилиндрами. Мощность мотора составляет 240 лошадиных сил.

Трансмиссия

Сцепление на большегрузе разработано КамАЗом и состоит из двух дисков с механическим приводом выключения и дополнительным усилением с помощью пневматики. Другой вариант — использование сухого сцепления от знаменитого ЯМЗ. Модель 182 однодисковая и диафрагменная. Имеется вытяжная пружина.

Коробка передач также пришла на Урал от КамАЗа. Некоторые знатоки истории автомобилей утверждают, что большегруз испытал влияние КамАЗа едва ли не в большей степени чем влияние со стороны Ярославского моторного завода. КПП с 5 ступенями и передаточными числами I-5,62; II-2,89, III-1,64, IV-1,00; V-0,724; ЗХ-5,30.

С раздаточной коробкой существует 12 передач. Из них 2 — назад.

В автомобиле установлена двухступенчатая раздаточная коробка, на которой монтируется цилиндрический блокируемый межосевой дифференциал.

Карданная передача работает благодаря четырем валам. У ведущих мостов присутствует главная двойная передача.

Рулевое и тормозное управление

Руль представлен в виде двухзаходного червяка с боковым зубчатым сектором. Дополнительно присутствуют вспомогательные элементы. В частности, гидравлический распределитель. Передаточное число соответствует 21.5, в то время как давление масла равняется 65-90 кгс/см. кв.

Рабочая система работает благодаря наличию тормозов с механизмами барабанной конструкции. Диаметр равняется 420 мм., при ширине в 120 мм. Показатель ширины указан для имеющихся накладок. Двухконтурная рабочая система хорошо показывает себя в сложных условиях.

Удобство управления транспортным средством — одно из главных преимуществ грузовика в сравнении со своими конкурентами.

Стоячный тормоз представлен в качестве барабанного типа. Монтируется на выходном валу раздаточной коробки. Для работы предусмотрен механический привод, который отлично себя зарекомендовал даже в сложных ситуациях.

Дополнительно установлен вспомогательный тормоз. Это специальный моторный замедлитель с механическим типом привода. Использование вспомогательного тормоза повышает безопасность использования транспорта.

Ходовая часть

Клепанная рама из двух штампованных лонжеронов отлично зарекомендовала себя на дороге и демонстрирует высокую прочность, устойчивость к механическим воздействиям и тому подобным проблемам.

Передняя подвеска работает на полу-эллиптических рессорах, у которых имеются скользящие концы сзади. Дополнительно присутствуют амортизаторы для повышения качества продукта, управляемости на дороге. Без амортизаторов классический большегруз демонстрировал бы значительно меньшую управляемость.

Задняя подвеска балансирная, которая работает на аналогичных рессорах. Концы устройства такие же как в предыдущем случае, зато дополнительно имеется шесть реактивных штанг.

Некоторые автолюбители отмечают дисковые колеса как необычную особенность транспортного средства такого уровня. Это действительно так. Инженеры добавили колеса с ободом 254Г-508 или 330-533 с целью повышения надежности и безопасности используемого транспорта. Инженерам в полной мере удалось достичь поставленной цели.

Колеса крепятся на десяти шпильках. Вполне очевидное решение, которое продолжает повторяться в ряде других грузовиков. Десять шпилек надежно крепят колесо, обеспечивая устойчивость к внешним механическим воздействиям.

Характеристики шин:

  • Пневматические. На большегрузе используются пневматические шины. Решение обеспечивает рост управляемости на пересеченной местности. Эффективный подход делает возможным использование транспорта по своему прямому назначению.
  • Камерные.1200х500х508 «14,00-20(370-508)», модели«ОИ-25». Давление при этом способно к дополнительной регулировке в зависимости от имеющихся погодных условий, которые также могут существенно разниться.

Электрическая составляющая

В Урале работает однопроводная система электрического оборудования. Подход гарантирует устойчивость. Простота реализации подходит для решения главных задач, перед которыми сталкивается грузовик — преодоление сложных пространств. Однопроводная система надежна. Высока вероятность того, что в сложной обстановке она не сломается и не выйдет из строя.

Номинальное напряжение 240 вольт. Негласный стандарт среди подобного транспорта. Присутствует сразу два аккумулятора модели 6СТ-190ТР. Каждая обладает емкостью в 190 ампер/часов. Показателя вполне достаточно для устойчивой реализации задач, которые возникают перед грузовиком. Наличие сразу двух батарей также способствует повышению надежности и уровня безопасности на дороге. Если вдруг одна из батарей неожиданно выйдет из строя, ее может заменить другая.

Присутствует генератор переменного тока Г-288Е, мощность которого 1 000 Вт. Данное оборудование работает вместе с бесконтактным регулятором напряжения.

Электромагнитный стартер СТ-142-ЛС дополняет картину.

Электрическая составляющая транспортного средства отличается высокой надежностью. Инженеры конструируют грузовик ориентируясь на максимальную надежность, которая пригодится для преодоления сложной пересеченной местности. Никаких исключений не предусмотрено.

Кабины 4320 серии

В кабине без труда может разместиться водитель и два пассажира. Кабина выполнена из металла, присутствуют двери с одной и другой стороны.

Классическая кабина выпускается на протяжении 50 лет. За это время кабина стала узнаваемой, приобрела известную славу высокой надежности. Одновременно с этим факт 50-летней истории кабины указывает на не самый современный уровень комфорта в автомобиле.

Несмотря на это, определенное удобство в описываемом грузовике есть:

  • Сидение регулируется по потребностям водителя. Регулировка полезна при длительных поездках или во время преодоления дорог плохого качества, где требуется высокая концентрация и надежность управления.
  • Отопление и вентиляция тоже есть. Востребовано при использовании отечественными водителями и на иностранных рынках. На территории России встречается разнообразный климат. В других странах температурный диапазон еще выше. Поэтому отопление и вентиляция — непременное условие успешных продаж классических вариантов.
  • Гидроусилитель руля. Устройство тоже можно назвать необходимым учитывая массы и габариты транспортного средства.
  • Дополнительно устанавливается спальное место. Опция востребована преимущественно для армейского использования, но встречается и при гражданской эксплуатации.

Существует возможность установки дополнительных опций. В частности, допускается монтаж кондиционера, системы отопления или предпускового подогревателя.

С 2009 года проводится эксперимент по оснащению Урала принципиально новыми кабинами, которые были разработаны компанией Ивеко. Конструкция отличается бескапотным дизайном и стеклопластиковым оперением. Внутри присутствует три анатомических кресла, в которых можно удобно расположиться как водителю, так и двум пассажирам.

Внутри применяются современные материалы, гарантирующие высокий уровень шумо- и теплоизоляции. Инструменты для управления находятся в непосредственной близости от самого водителя, при этом ими крайне удобно пользоваться.

Автолюбители отмечают, что новая кабина внешне выглядит более современной и удобной. В то же время, пропадает традиционный характер Урала, который знаком практически каждому водителю, который хотя бы один раз садился за руль транспортного средства.

Модификации

Миасское предприятие предлагало автолюбителям несколько транспортных средств:

  • Урал-43202-0351-31. Бронированный и тентованный грузовик, у которого имеется деревянная платформа. Такой транспорт пригоден для выполнения общих задач.
  • Урал-4420-10, а также Урал-4420-31. Такой транспорт специально разрабатывается для дальнейшей буксировки различных прицепов и полуприцепов. Высокая мощность здесь сочетается с проходимостью, но сниженным уровнем устойчивости к механическим воздействиям.
  • Урал-44202-0311-31. Еще один аналогичный транспорт, который используется для буксировки прицепов и полуприцепов по бездорожью.
  • Урал-44202-0612-30. Еще один буксировщик. Но на этот раз транспорт предназначен для перевозки техники по аэродромам и другой подобной территории. Повышенный уровень проходимости здесь не требуется.
  • Урал-4320-0911-30. Отличается транспорт, в первую очередь, удлиненной базой.

Это не все модификации, которые выпускало Миасское предприятие. Помимо прочего, на основе классических Уралов можно наблюдать вахтовые автобусы и другие подобные транспортные средства.

Разнообразие модификаций также высоко. Встречаются автомобили, которые выглядят практически одинаково в рамках одной модификации, но различаются между собой наличием или отсутствием лебедки.

Бронетехника и Урал

В нулевых годах на основе классических Уралов создавалась мощная российская бронированная техника для нужд армии. Например, Урал-4320-09-31. Всего было выпущено четыре модели, некоторые из которых по сей день служат верой и правдой.

Потенциал использования Уралов в армии оказался настолько высокий, что мимо не смогла пройти даже известная индийская компания Махиндра и Махиндра. На основе российского грузовика она представила собственное видение бронированного транспорта Касспир МК6.

Транспорт защищен от минных и ракетных взрывов, способен выдерживать прямое попадание вражеских боеприпасов. Надежность заставляет по сей день держать транспорт в армии в качестве одного из основных средств защиты.

Кабины тоже подверглись защите. Для бронирования используются большие и прочные стальные листы, в том числе это верно для задних стенок кабины. Машина защищена и готова к атаке.

Для наступления присутствуют амбразуры, позволяющие вести наступательный огонь на противника, а также присутствуют двери сейфового типа.

В крыше находится бронированный люк. При необходимости крышка легко открывается и люк превращается в еще одну огневую точку — можно вести пулеметный огонь по противнику.

Для еще большего повышения эффективности предусмотрена возможность установки дополнительного оборудования в транспортное средство. В частности, очень пригодятся приборы ночного видения и тому подобные механизмы.

Кузов можно использовать как для перевозки грузов, так и транспортировки личного состава в количество до 20 человек.

Отзывы водителей

Каждый, кто хотя бы раз садился за руль вездехода характеризует транспорт как крайне надежный и дарящий чувство безопасности. Непоколебимая уверенность в том, что нет ни одной преграды, которая не могла бы быть пройдена — то, что отличает данный тип транспорта от конкурентов.

Также люди отмечают возможность быстро и без проблем отремонтировать транспорт.

Цены подержанных грузовиков

Интернет предлагает огромное разнообразие предложений. Можно стать владельцем практически любого старого варианта. Не удивительно, учитывая сколько их было в свое время выпущено.

Этим же отличается широкий диапазон цен. Приобрести можно по цене от 300 тысяч до нескольких миллионов рублей.

Comments are closed.