ЗИЛ-130 — полвека успеха

ЗИЛ-130 – самый массовый грузовой автомобиль в истории московского завода имени Лихачеаа. Всего за все время существования марки за ворота предприятия вышло 3 366 503 автомобиля, а срок его производства охватил огромный период с 1964 по 1994 году. Столь длительный период производства был обусловлен его высокой надежностью и превратило модель в своеобразный эталон качества для грузовика со средней тоннажностью, который идеален для местных перевозок. Впрочем, и сейчас можно увидеть этот автомобиль на отечественных дорогах, что становится до сих пор подтверждением его долговечности, надежности и рентабельности.

ЗИЛ-130

История марки

По задумке конструкторов, новенький ЗИЛ-130 должен был заменить ЗИЛ-164. Последний представлял собой модернизированный вариант ЗИЛ-150 и первоначально он представлял лишь временное решение до момента перехода к принципиально новой с технической точки зрения грузовой машине.  Разработка ЗИЛ-130 длилась 6 лет и итоговый автомобиль оказался действительно инновационным и обеспечил невиданный до этого времени комфорт для водителя из СССР. Например, рулевое управление оснащалось гидравлическим усилителем, а коробка переключения передач предусматривала использование синхронизаторов для всех положений кроме 1-й передачи. ЗИЛ-130 легко стартовал со второй передачи, а первая использовалась в условиях бездорожья, фактически, крутого подъема и других мест, где необходимо было снизить нагрузку с двигателя.

История модели ЗИЛ-130

Внешний вид ЗИЛ-130 оказался также весьма интересным и смелым, конкурентным даже на международном рынке. Интересным стал переход на гражданскую расцветку и отказ от «военного» темно-зеленого цвета. Здесь кабина получила светло-голубой цвет с белым передом.

Фактически, в 1964 году в серийное производство был запущен принципиально новый вариант среднетоннажного грузового автомобиля, который вполне соответствовал тогда лучшим мировым решениям и мог соперничать с машинами американских и европейских производителей.

На автомобили первоначально под капот ЗИЛ-1300 ставили двигатель с карбюратором мощностью в обычных для тех лет 148 лошадиных сил. Этого было достаточно для перевозки 5 тонн по дорогам с твердым покрытием и 4 тонны по грунтовым. Заявленный ресурс работы двигателя до комплексного ремонта составлял 135 000 км. В 1966 году мотор был модернизирован. После усовершенствования мощность повысилась до 150 лошадиных сил, а ресурс до первого планового капитального ремонта составил уже 200 000 километров. Также модернизированный двигатель позволит перевозить 5000 кг груза независимо от вида дорог.

Очередная модернизация ЗИЛ-130 произошла в 1976 году, когда грузоподъемность базовой версии составила уже 6 тонн, а ресурс двигателя был повышен до 300 000 километров. Также на основе модели были созданы седельные тягачи, позволявшие буксировать прицеп суммарной массой 10,5-14,4 тонн (в зависимости от конкретной модели). Данная версия автомобиля отличалась и визуально. В частности, поменялись местами световые приборы. В середине 80-х грузовик получил новый типовой индекс No431410 из-за принятия в отрасли новой сквозной маркировки.

Высокая надежность и успех модели был оценен на государственном уровне. Так в 1973 году официальная комиссия присвоила ЗИЛ-130 официальный знак качества СССР. Последнее вполне логично, учитывая огромную массу положительных отзывов от транспортных предприятий, хозяйств со всей страны, которые эксплуатировали автомобиль.

ЗИЛ-130 1973 года

Отличные результаты ЗИЛ-130 показывал и на испытаниях в реальных условиях. Например, в мае 1973 года на испытательном полигоне института НАМИ автомобиль за 2 недели без единой неисправности прошел расстояние в 25 000 километров. Аналогичный результат был показан и во время большого автопробега по территории Крайнего Севера с его суровыми условиями для использования.

Автомобили-миллионеры оказались в один их тех же руках

Миллионный грузовой автомобиль ЗИЛ-130 сошел с конвейера летом 1974 года. О попал в руки водителя 3-го автомобильного комбината ГлавМосАвтотранса Алексея Бесчастного. Интересно, что очередной юбилейный (на этот раз 2-миллионный) ЗИЛ-130, который был собран летом 1982 года, также был передан ему же, который за прошедшее время не совершил ни одной аварии и входит в число лучших шоферов в Москве. Сокращение периода между выпуском миллионного и двухмиллионного ЗИЛ-130 было связано с началом его производства в Чите на местном автомобильно-сборочном заводе и в Новоуральске на Уральском предприятии.

Технические параметры

Подвеска и несущая рама

Рама автомобиля изготовлена методом штамповки. Она клепана и имеет лонжероны, сечение которых имеет вид «швеллер», соединена для большей жесткости поперечинами. Сцепка модели представляет собой крюк для буксировки с защелками сзади, а спереди установлено два крюка для буксировки без защелок.

Подвески обоих мостов относятся к категории зависимых и расположены на продольных классических листовых рессорах. Их передние края жестко крепятся на несущей раме пальцами и отъемными ушками, а задние имеют скользящую конструкцию.

На передней автомобильной подвеске расположены гидравлические телескопические амортизаторы двухстороннего действия. Сама по себе подвеска была взята с грузовиков ГАЗ 4-го поколения.

Подвеска ЗИЛ-130

Двигатель

По умолчанию на автомобиль устанавливался одноименный карбюраторный четырехтактный двигатель с V-образным размещением цилиндров. Основные параметры:

  • объем мотора – 5 969 кубических сантиметров;
  • мощность – 150 л.с;
  • уровень сжатия – 6.5;
  • крутящий момент на коленчатом валу (максимум) – 401,8 Нм;
  • норматив топлива по техническому паспорту – 29л/100 км при езде по асфальтированной дороге на скорости движения в 60 км/ч.

Цилиндры в штатном двигателе располагались под прямым углом. Сам блок имел гильзы и резиновые уплотнения в нижней последних. 2 головки блока рабочего цилиндров отлиты из особого сплава на основе алюминия и имеют вставки для направляющих клапанов и седел. Рабочие поршни также выполнены из упомянутого уже сплава на основе алюминия. Поршневые пальцы выполнены из стали, имеют пустотелую форму и плавающее расположение. В каждом цилиндре 3 компрессионных кольца, включая:

  • 2 верхних, выполненных из чугуна с хромированием;
  • 1 маслосъемное составное из хромированной стали.

Шатуны двигателя выполнены из специальной легированной стали, имеют двутавровое сечение и имеют смазывание. Шатунные и коренные подшипники являются взаимозаменяемыми с тонкими стенками. Вкладыши изготовлены из стальной тонкостенной ленты и алюминиевого сплава. Коленвал изготовлен методом ковки из специальной сильно легированной стали, имеет 5 опор, каналы для смазки, шейки, где находятся уловители загрязнений. Маховик отлит из специального чугунного сплава со стальным венцом, который необходим для завода двигателя стартером. Распредвал также изготовлен из легированной стали и имеет 5 опор.

Двигатель ЗИЛ-130

Впускные клапаны для готовой топливно-воздушной смеси двигателя ЗИЛ-130 находятся непосредственно в ГБЦ и приводятся в действие от распредвала. Выпускные клапаны имеют пустотелую форму, жаростойкую специальную наплавку, систему охлаждения. Также они оснащены механизмом для поворота во время эксплуатации. Коромысла клапана изготовлены из стали и имеют бронзовые втулки. Толкатели имеют механический принцип действия, выполнены из специальной стали со специальной чугунной наплавкой.

Отвод тепла в двигателе ЗИЛ-130 жидкостный закрытого типа с принудительной постоянной циркуляцией. Для улучшения теплообмена имеется трубчато-ленточный 3-рядный змейковидный радиатор.

Термостат имеет твердый наполнитель и находится в выпускном воздушном патрубке. Жалюзи имеют створчатый вид и управляются из водительской кабины. Водяная помпа, обеспечивающая циркуляцию, приводится в действие ремнем от шкива коленчатого вала (он одновременно вращает вентилятор двигателя).

Впускной патрубок для ЗИЛ-130 выполнен методом литья из алюминиевого и отдельный для каждого ряда блока цилиндров. У него есть полость для предварительного нагрева топлива. Выпускной газопровод литой чугунный, находится с каждой из сторон блока рабочих цилиндров (выпускной находится между двумя головками блока цилиндров).

Топливный бак стальной, имеет объем 170 литров расположен под рамой и крепится к левому лонжерону. Закачка топлива в двигатель идет с помощью диафрагменного насоса Б-10, имеющим рычаг для ручной подачи.

Трансмиссия

На грузовик ЗИЛ-130 устанавливалась 5-ступенчатая механическая КПП, имеющая 2 синхронизатора. Первый предусмотрен для подключения 2-й и 3-й передачи, а второй для 4-й и 5-й. Сдвоенная главная передача с i=6,32 (2 конических и 2 цилиндрических зубчатых колеса с, соответственно, спиральными и косыми зубьями).

Сцепление грузового автомобиля имеет однодисковую конструкцию. Оно сухое, имеет гасители крутящих колебаний в виде пружин. В нем предусмотрено две пары контактирующих поверхностей, а крутящий момент идет на заднюю ведущую ось ЗИЛ-130 (передняя конструктивно используется для управления).

КПП ЗИЛ 130

Конструкцией автомобиля предусмотрено 2 открытых кардана с дополнительной промежуточной опорой (находится на раме). Также есть 3 карданных шарнира. Они находятся на подшипниках и имеют достаточный запас смазки. Стальной картер ведущего заднего моста изготовлен методом штамповки с последующей сваркой. Конический дифференциал четыре сателлита, расположенных симметрично. Полуоси автомобиля целиком разгружены. Размер типовых шин – 260х508.

Система торможения

Тормоза автомобиля пневматические и имеют классический барабанный механизм. Торможение идет с помощью колодок и воздействует сразу на 4 колеса. Стояночная система торможения ЗИЛ-130 также имеет барабанный тип, мехпривод и действует непосредственно на трансмиссию грузовика. Для поддержания запаса воздуха имеется 2-цилиндровый воздушный компрессор, имеющий жидкостное охлаждение.

Поршни атмосферного компрессора тормозной системы выполнены из алюминия и имеют поршневые кольца плавающего типа. Привод обеспечивается ремнем от помпы а для смазки используется система двигателя (сама по себе подача под давлением масла идет методом разбрызгивания).

Основные параметры ЗИЛ-130:

  • длина автомобиля -6,67 метра;
  • ширина автомобиля – 2,5 метра;
  • высота автомобиля — 2,4 метра;
  • просвет над дорожным полотном – 275 мм;
  • база – 3,8 метра;
  • ширина колеи ведущей оси – 1,79 метра;
  • ширина колеи передней оси – 1,8 метра;
  • угол разворота на 360 градусов – 8,9 метра;
  • максимальный угол преодолеваемого уклона в гору – 38 градусов;
  • масса – 4300 килограммов;
  • предельная нагрузка на рулевую (переднюю) ось – 4200 килограммов;
  • предельная нагрузка на ведущую (заднюю) ось – 9900 килограммов.

Параметры ЗИЛ-130

Обзор базовых и специализированных модификаций ЗИЛ-130

С самого начала грузовой автомобиль рассматривался в качестве базовой версии и прототипа для дальнейшей разработки унифицированных специализированных транспортных средств для выполнения работ в различных сферах народного хозяйства. Эти планы были полностью реализованы, поэтому сегодня весь список модификаций автомобиля ЗИЛ-130, включая экспериментальные единичные версии, не получившие большого распространения, включает несколько десятков наименований.

Например, наряду с типовой базовой версией грузовика в бортовом или самосвальном исполнении выпускались седельные тягачи ЗИЛ-130В, транспортные средства с удлиненной до 4,5 метров колесной базой (речь про ЗИЛ-130Г), варианты для перевозок на территориях Крайнего Севера, тропического климата. Последний вариант был весьма уместен, так как до конца 80-х годов ЗИЛ-130 имел прекрасный экспортный потенциал, что подтверждает география поставок, насчитывающая более 40 стран мира. Интересно, что экспортные варианты предусматривали по запросу клиента установку вместо стандартного двигателя более экономичный английский дизельный мотор «Перкинс» мощностью в 140 лошадиных сил.

ЗИЛ-130В

Интересно, что в Финляндии работало дочернее советское предприятие компании «Автоэкспорт», которое модернизировало двухосный автомобиль за счет поддерживания передней оси, что позволило нарастить грузоподъемность до 8 тонн. Модернизацию ЗИЛ-130 выполняли и предприятия в Индии, Ираке, Иране, Сирии, где на привычные советским гражданам автомобили устанавливали иногда очень оригинальные кузова.

В СССР шасси ЗИЛ-130 активно использовали для создания различных автомобилей. Речь, например, про фургоны, буровые установки, автомобильные краны, машины МЧС, мусороуборочные транспортные средства, топливные заправщики и так далее.

Основные модификации грузовика ЗИЛ-130

  • 130 – главная первая версия грузового автомобиля, которая оснащалась одноименным двигателем мощностью в стандартные для тех лет прошлого века 148 лошадиных сил.
  • 130-66 – первая обновленная базовая версия, вышедшая уже через 2 года после выпуска 1-го автомобиля, связанная с увеличением мощности мотора на 2 лошадиные силы и его ресурса до более или менее приемлемых 200 000 км.
  • 130-76 – основная модификация 1976 года, которая имела повышенную грузоподъемность до 6-и тонн и планируемый ресурс двигателя до первого капитального ремонта повышен до 300 тысяч километров.
  • 130-80 – версия, выпущенная в 1980 году, имеющая 3 независимых между собой тормозных системы.
  • 130А – типовая бортовая версия автомобиля, служащая для эксплуатации в качестве тягача с прицепом с грузоподъемностью в пределах 5-ти тонн.
  • 130Б – шасси с установленным краном тормоза комбинированного типа, сцепки, пневмо- и электро- выводами для системы торможения и электро-светового оборудования для подключаемого прицепа. Шасси использовали также в качестве основы под самосвалы либо тягачи для аграрной сферы.
  • 130В – базовый тягач.
  • 130ВТ – типовой тягач с допусилением ведущего моста.
  • 130Г – опорная бортовая версия автомобиля и типовой стандартизованный вариант, имеющее удлиненную до 4.5 метров базу.
  • 130ГУ – автомобиль с увеличенной длиной базы базой в 5,6 метров и узлами от ЗИЛ-133/Г1.
  • 130Д1 – базовый вариант шасси для последующего производства промышленных самосвалов ЗИЛ для эксплуатации в самых разных условиях с узкой специализацией.

ЗИЛ 130Д

  • 130Д2 – базовое шасси, которое имеет комбинированный красистемы торможения, пневмо- и электро- выводы для подключения, соответственно, тормозов и электросветовых приборов присоединяемого прицепа, используемое для производства самосвалов и различных тягачей промышленного класса.
  • 130Д3 – базовое грузовое шасси, имеющее комбинированный тормозной кран, выходя для подключения электрооборудования и тормозной системы грузового прицепа. Шасси использовалось для производства специального самосвала-тягача с базой 3.3 метра.
  • 160И – грузовая версия с дизельным британским двигателем Perkins 6.345 номинальной мощностью в 140 лошадиных сил.
  • 136ИД1 – типовое основное шасси для самосвала с базой в 3,3 метра и экономичным дизельным британским мотором модели Perkins 6.345 номинальной мощностью 140 лошадиных сил.
  • 130К – базовое типовое шасси для производства промышленных самосвалов с колесной базой 3,3 метра и двигателем марки ЗИЛ-157Д (мощность номинальная снижена до 110 лошадиных сил).
  • 138 в версиях с литерами А либо И – грузовики, работающие на сжиженном природном газе (есть варианты в виде тягача, самосвала промышленного типа, грузовиков с увеличенной базой).

модификации зил-130

Дополнительно автомобили производились в специальных версиях, которые имеют следующие литерные обозначения:

  • Э – экспортная версия автомобиля для поставок в страны, находящиеся в умеренном климатическом поясе;
  • Т – экспортный вариант автомобиля для отправки в государства, расположенные в тропических широтах;
  • С – версия автомобиля для эксплуатации в климатических условиях северных районов и Сибири;
  • Е – вариант автомобиля с экранированием электрического оборудования для эксплуатации в условиях повышенной влажности.

Кабина грузового автомобиля

ЗИЛ-130 оснащен 3-местной цельнометаллической кабиной с большим передним стекло панорамного типа, имеющим стеклоомыватель. Кабины первых вариантов грузового автомобиля имели 2 люка для вентиляции в крыше и небольшой лючок для воздуховода слева, который расположен немного рядом с педальной группой. Затем они были постепенно удалены.

По современным стандартам ЗИЛ-130 получил весьма скудное оснащение и довольно скромную обстановку, что, впрочем, не было удивительно для середины 60-х годов прошлого века. Во всяком случае, в мире было мало автомобилей, обеспечивающих находящимся в кабине большой комфорт. Одновременно в квартире довольно просторно для людей любого роста, а посадка вполне комфортная. Водителю все приборы в автомобиле хорошо видны, а скорости переключаются легко за счет наличия синхронизаторов (старт возможен со второй передачи), позволяя довольно быстро и уверенно разгоняться на дороге. Для упрощения управления рулевое колесо имеет гидравлический усилитель.

кабина зил-130

В кабине вполне неплохой комфорт с точки зрения акустики для автомобилей 1960-х годов выпуска и разработки. Если двигатель правильно настроен, то сидящие в кабине слышат скорее компрессор, а не мотор, который приятно шелестит.

Большим недостатком модели (он был неважен тогда, но актуален сейчас) остается плохой обзор с водительского места. Причина в высоком капоте и больших передних крыльях, что обеспечивает дискомфорт при езде на узких городских улицах и в плотном автомобильном потоке.

Цена ЗИЛ-130

Сегодня на рынке есть большое число подержанных грузовых автомобилей модели самых разных модификаций (основная часть относится к самосвалам, что вполне логично, учитывая количество выпущенных грузовиков). Ценовой диапазон здесь очень большой, начинаясь от 50 000 рублей и достигая 300 000. В общем случае, стартовая цена зависит от технического состояния, оснащения и года производства. Если же в планах покупка ЗИЛ-130 со специальным оснащением, краном манипулятором или в специальной версии, то здесь стоимость может достигать 500 000 рублей.

Цена зил-130

В реальности итоговая сумма сделки может быть значительно ниже первоначально заявленной цены при осмотре и торговле, так как практически всегда можно найти дополнительные недостатки у автомобиля, выпущенного не позднее 1994 года.

Отзывы об эксплуатации ЗИЛ-130

На предприятиях сельского хозяйства до середины 70-х годов прошлого века в автопарках основу составляли грузовики Горьковского автозавода. После этого они стали постепенно вытесняться именно ЗИЛ-130. Причина в ряде преимуществ последних перед классическими автомобили ГАЗ моделей 51, 52 и 53. Речь про большую мощность, надежность, долговечность, рентабельность, маневренность и хорошую проходимость. Фактически, этот ЗИЛ оказался надежным и весьма универсальным помощникам для работы в аграрном секторе.

Именно ЗИЛ-130 стал основным грузовым автомобилем для доставки всевозможных грузов в 60-70-е годы прошлого века, когда еще мало было КАМАЗов, а ГАЗ оказывался значительно менее удобным и надежным. Большим преимуществом московского грузовика стала высота кузова на уровне пола железнодорожного вагона. Это сделало более удобной погрузочно-разгрузочные работы за счет возможности подъезда непосредственно к вагону. Фактически, именно на ЗИЛ-130 было выполнено большинство грузоперевозок на небольшие и средние расстояния, а до появления более современных КАМАЗов и МАЗов он выполнял и доставку грузов на дальние расстояния. Можно сказать, что именно благодаря этой модели развивалась и жила страна на протяжении нескольких десятков лет, став визитной карточкой всего грузового автомобилестроения СССР.

Аварийка на шасси ЗИЛ-130

Сегодня, конечно, ЗИЛ-130 морально и физически устарел. Он был идеален для 70-80-х годов прошлого века. Сейчас ему не под силу соперничать со среднетоннажными грузовыми автомобилями по всем ключевым параметрам, включая экономичность, маневренность, комфортабельность, безопасность, надежность.

Одновременно ЗИЛ-130 (обычно оснащенные газовым оборудованием либо минским дизелем Д-245) еще можно увидеть на российских дорогах.

Comments are closed.